Рассмотрено

на заседании предметно-цикловой комиссии

общеобразовательных  дисциплин

Протокол №_____от_________________20___г.

 

Председатель ПЦК____________С.Т. Мусугалиева

 

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Паспорт программы учебной дисциплины……………………………….4
  2. Структура и содержание учебной дисциплины………………………….8    
  3. Условия реализации учебной дисциплины………………………………23   
  4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины………25   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Литература»

 

 

1.1 Область применения программы:

 

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности СПО 36.02.02 «Зоотехния»

 

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

 

Литература изучается как базовый учебный предмет, при освоении специальностей среднего профессионального образования общеобразовательного цикла. Учебная дисциплина «Литература» относится к базовым дисциплинам.

 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоение дисциплины:

 

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

 

личностных:

− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

− эстетическое отношение к миру;

− совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

− использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);

 

 метапредметных:

 

− умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

− умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

− умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

 

 предметных:

 

− сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

− сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;  владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

− знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

− владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

− сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Код

ОК

Умения

Знания

ОК

01-07

-умение воспроизводить содержание литературного произведения;

-знание основных фактов жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.

-умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

- использование в работе полученных ранее знаний и умений;

- умение использовать языковой материал в соответствии с контекстом;

-умение представлять материал в виде, оптимальном для восприятия другими людьми

-сформированный уровень учебно-языковых и нормативных (произносительных, грамматических, орфографических, пунктуационных) умений и навыков; - сформированный уровень коммуникативных умений и навыков.

-умение воспроизводить содержание литературного произведения;

- умение соотносить художественную литературу с общественной жизнью и

культурой;

- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;

- соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- умение выявлять авторскую позицию

-умение определять род и жанр произведения;

- умение аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х - ХХ вв;

-  основные теоретико-литературные понятия.

- анализировать тексты различной функционально-стилевой ориентации с целью выявления используемых языковых средств на всех уровнях структуры языка;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод(сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;

 

 

 

 

 

1.4.              Рекомендуемое количество часов на освоении программы учебной дисциплины:

 

36.02.02 «Зоотехния»

 

максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 88 часов;

самостоятельной работы обучающегося 20 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Структура и содержание учебной дисциплины

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

36.02.02 «Зоотехния»

Виды учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная нагрузка (всего)

88

в том числе:

 

Практические занятия

-

Лекции

88

 Консультации

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

в том числе:

работа с учебной литературой, подготовка докладов, сообщений, презентаций, решение задач

 

Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме

1 семестр – дифференцированный зачет

2 семестр – дифференцированный зачет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

 

 

Название глав, разделов

 

 

Максимальная учебная

нагрузка студента (час)

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная работа студента

Всего

Лекции

Практические занятия, лабораторные занятия, семинар

Введение

2

2

2

 

 

Развитие русской литературы первой половины XIX века

12

10

10

4

Особенности развития русской литературы второй половины XIX века

34

20

20

4

Поэзия  второй половины XIX века

8

6

6

2

Русская литература на рубеже веков

14

14

14

2

Особенности развития литературы 1920-х годов

22

22

22

4

Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

8

8

8

2

Особенности развития литературы 1950-2000-х годов

8

6

6

2

Итого

108

88

88

20

 

 

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины "ЛИТЕРАТУРА"

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические   и  самостоятельные работы обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение.

Введение. Общая характеристика русской классической литературы. Периоды развития литературы как вида искусства.

Развитие русской литературы, периодизация. Направления: романтизм, классицизм, реализм. Особенности литературы первой половины XIX века.

2

1

Раздел 1. Развитие русской литературы и культуры первой половины ХIХ в.

Тема 1.1.

 А.С. Пушкин

Содержание учебного материала

2

2

Творческий путь А.С.Пушкина.

 Основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина

 Философские мотивы лирики А.С.Пушкина.

Самостоятельная работа

  • Критики об А.С. Пушкине. В. Г. Белинский о Пушкине.

2

3

Тема 1.2. М.Ю.Лермонтов

Содержание учебного материала

2

2

Творческий путь М.Ю.Лермонтова

Особенности лирики М.Ю.Лермонтова.

Анализ стихотворений "Родина", "Дума"

Художественные особенности  поэмы "Демон" М.Ю.Лермонтова.

Самостоятельная работа

  • Теория литературы: развитие понятия о романтизме;
  • М.Ю.Лермонтов -художник;
  • Любовная лирика М.Ю.Лермонтова:
  • Кавказ в судьбе и творчестве М.Ю.Лермонтова.

2

Тема 1.3.

Творчество Н. В. Гоголя.

Содержание учебного материала

4

2

Творческий путь Н.В.Гоголя. Особенности сатиры Н.В.Гоголя.

Художественное своеобразие повести "Портрет" Н.В.Гоголя

Самостоятельная работа                                                

  • Петербург в жизни и творчестве Н.В.Гоголя;
  • Н.В.Гоголь и русский театр.

2

3

Раздел 2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века

1

Тема 2.1.

Русская литература второй половины XIX века

Содержание учебного материала

2

Художественные открытия второй половины ХIХ века.

Тема 2.2.

А.Н. Островский

Содержание учебного материала

2

2

 А.Н.Островский  -  «Колумб  Замоскворечья». Пьеса  А.Н.Островского «Гроза». Трагическая  острота  конфликта. Быт  и  нравы  «тёмного  царства».

Практическая работа. Образ Катерины в драме А.Н.Островского "Гроза".

2

2

Тема 2.3.

И.А. Гончаров.

Содержание учебного материала

2

Творческий путь И.А.Гончарова.

Художественные особенности романа "Обломов"  И.А.Гончарова.

Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Проблемы любви в романе " Обломов" И.А.Гончарова. Герои-антиподы в романе "Обломов"И.А.Гончарова.

Лишний" ли человек Илья Ильич Обломов?

2

Самостоятельная работа.

  • И.А.Гончаров в воспоминаниях современников;
  • Теория литературы: социально-психологический роман.

1

3

Тема 2.4.

И.С. Тургенев.

Содержание учебного материала

2

И. С. Тургенев. Сведения из биографии.

Роман  И.С.Тургенева  «Отцы  и  дети».  Эпоха,  отраженная  в  романе.

Смысл заглавия романа «Отцы и дети». «Конфликт двух поколений»

Базаров – нигилист.

2

 

Тема 2.6.

Н.С. Лесков.

Содержание учебного материала

2

2

Творческий путь Н.С.Лескова. Особенности повести "Очарованный странник" Н.С.Лескова. Образ Ивана Флягина в повести "Очарованный странник" Н.С.Лескова.

Тема 2.7

М.Е. Салтыков-Щедрин.

Содержание учебного материала

2

2

Сведения из биографии М.Е. Салтыкова-Щедрина. Роман М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города». Объекты сатиры и сатирические приемы

Практическая работа «Сказки для детей изрядного возраста» . Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Символика сказок "Медведь на воеводстве", "Коняга" М.Е.Салтыкова-Щедрина.

2

2

Тема 2.8.

Ф.М. Достоевский.

Содержание учебного материала

2

2

Сведения из биографии. Ф. М. Достоевский  как мыслитель и художник.

Петербургский роман. Замысел и история создания романа «Преступление и наказание». Петербург  Достоевского. Образ Раскольникова.  Семья Мармеладова. Тема бунта и смирения в романе «Преступление и наказание»

 

 

 

 

Тема 2.9.

Л.Н.Толстой.

Содержание учебного материала

Своеобразие художественного мира Л.Н. Толстого. Этапы творческого пути.

 Роман-эпопея «Война и мир». История создания  романа.  Жанровое своеобразие романа.

2

2

Жизненный путь Пьера Безухова. Значение образа Платона Каратаева. Гуманизм писателя.

2

2

Путь исканий князя Андрея Болконского. Истинный и ложный патриотизм в изображении Л.Н.Толстого.

2

2

Тема 2.10.

А.П. Чехов.

Содержание учебного материала

 Периодизация творчества Чехова. Пародийность ранних рассказов. Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова.

2

2

Самостоятельная работа.

  • Художественные особенности раннего творчества А. П.Чехова.
  • Тема интеллигентного человека в творчестве А. П.Чехова.
  • Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра.

2

3

Раздел 3. Поэзия второй половины XIX века

Тема 3.1.

Ф.И. Тютчев.

А.А. Фет.

Содержание учебного материала

2

2

Творческая судьба  Ф.И.Тютчева. Художественные особенности лирики Ф.И.Тютчева. Творческая судьба А.А.Фета. Основные мотивы лирики А.А.Фета.

Тема 3.3.

Содержание учебного материала

2

1

А.К. Толстой.

Творческая судьба А.К.Толстого. Стихотворения А.К.Толстого  «Средь шумного бала»,«Колокольчики мои…».

Тема 3.4.

Н.А. Некрасов.

Содержание учебного материала

Творческий путь Н.А.Некрасова. Гражданский пафос лирики. Народность лирики Н.А.Некрасова

2

2

Художественные особенностипоэмы «Кому на Руси жить хорошо». «Пролог»

 

 

 

Художественные особенностипоэмы «Кому на Руси жить хорошо». «Проло

2

2

 

Раздел 4. Русская  литература на рубеже веков

Тема 4.1.

И.А. Бунин.

Содержание учебного материала

И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика. Точность воспроизведения человека и природы. Рассказы  И.Бунина. «Господин из Сан-Франциско»  Осуждение бездуховности существования.

2

1

Тема 4.2.

А.И. Куприн.

Содержание учебного материала

А. И. Куприн. Трагическая история любви и ее авторская оценка в повести «Олеся».

2

1

Тема 4.3.

А.М. Горький.

Содержание учебного материала

А.М. Горький.  Жизнь. Творчество.   «Старуха Изергиль»  М.Горького

2

2

 

 

 

 

Социально - философская драма «На дне». Гуманизм писателя.

2

2

Тема 4.4.

А.А. Блок.

Содержание учебного материала

"Серебряный" век русской поэзии. Творческий путь А.А. Блока. «Стихи о Прекрасной Даме». .Лирика А. Блока. «Незнакомка».

2

1,2

 

Раздел 5. Особенности развития литературы 1920-х годов.

Тема 5.1.

Содержание учебного материала

С.А. Есенин.

Новокрестьянский поэт  С.А. Есенин.  Деревенское детство поэта. Образ России в

2

2

 

поэзии  С.Есенина. Идейно- художественное своеобразие поэзии Есенина. Философская лирика .

Художественные особенности поэмы «Анна Снегина» С.Есенина.

2

3

Тема 5.2.

В.В.Маяковский.

Содержание учебного материала

В.В. Маяковский  Дух бунтарства в ранней лирике. «А вы могли бы?», «Послушайте!». Новаторство Маяковского. Маяковский и футуризм. Сатира Маяковского. Стихотворение «Прозаседавшиеся».

2

2

Тема 5.3

Содержание учебного материала

М.И. Цветаева.

Сведения из биографии. Стихотворения  М.Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия М.Цветаевой   как напряженный монолог-исповедь.

2

2

Тема 5.5

М.А. Булгаков

Содержание учебного материала

Творческий путь М.А.Булгакова. Многоплановость романа "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова.

2

1,2

Воланд и его окружение в романе "Мастер и Маргарита" М.А.Булакова. Любовь и судьба Мастера в романе "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова.

2

2

Тема 5.9

Михаил Александрович

Шолохов

Содержание учебного материала

Творческий путь М.А.Шолохова.

2

1

Своеобразие жанра романа-эпопеи "Тихий Дон" М.А.Шолохова.  Композиция романа - эпопеи "Тихий Дон". Столкновение старого и нового мира в романе М.А.Шолохова "Тихий Дон".

2

1,2

Женские судьбы на страницах романа М.А.Шолохова "Тихий Дон".

2

2

Раздел 6. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

Тема 6.1.

Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

Содержание учебного материала

Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Публицистика военных лет: М. Шолохов, И. Оренбург, А. Толстой. Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева и др.

2

3

Тема 6.2.

Содержание учебного материала

А.А.Ахматова.

Жизненный и творческий путь. Лирика А.А.  Ахматовой. Личная и общественная темы в произведениях  А.Ахматовой. Поэма «Реквием».  

2

2

Тема 6.3.

Б.Л. Пастернак.

Содержание учебного материала

Жизненный путь Б.Пастернака.  Лирика   Б.Пастернака.  Роман «Доктор Живаго» в контексте литературной традиции. (Обзор).  Особенности поэтического восприятия. Простота и легкость поздней лирики Б.Л. Пастернака.

2

2

Раздел 7.   Особенности развития литературы 1950-1980-х годов

Тема 7. 2.

Творчество поэтов в 1950-1980-е годы.

Содержание учебного материала

Лирика Н.Рубцова. Поэзия Б.Окуджавы. Своеобразие лирического героя. Тематика стихотворений А.Вознесенского.  Поэзия Б.Ахмадулиной, Р.Рождественского.Творческая судьба В.Высоцкого.

2

1,2

Тема 7.4.

А.И.Солженицын

Содержание учебного материала

Творческий путь А.И.Солженицына. Отражение конфликтов истории в судьбе героев повести "Один день Ивана Денисовича" А.И.Солженицына.

2

2

Тема 7.5 Русское литературное зарубежье 1920-1990-х годов

 Содержание учебного материала

Три волны эмиграции русских писателей.  Осмысление опыта сталинских репрессий и Великой Отечественной войны  в творчестве писателей русского зарубежья. Художественные особенности романа В.Набокова "Машенька".

2

1,2

Итого

108

 


 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

 

3.1. Требование к минимальному материально-техническому обеспечению:

 

Реализация программы дисциплины осуществляется в учебном кабинете русского языка и литературы.

Оборудование учебного кабинета:

·       портреты выдаю­щихся ученых, поэтов, писателей и др.;

Технические средства обучения:

- Интерактивная доска, мультимедийный проектор компьютер с лицензионным программным обеспечением.

- Информационное обеспечение обучения. Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 

3.2.            Информационное обеспечение обучения.

Перечень учебных изданий:

Литература для студентов:

Литература 10-11 кл. В 2 Ч. / под ред. В. П. Журавлева. – М. : Просвещение, 2012.

Агеносов, В. В. История русской литературы XX века в 2 ч. — М. : Издательство Юрайт, 2019

Минералов Ю.И. история русской литературы.1800-1830гг.Учебник для СПО.- М.: Издательство Юрайт,2018

Минералов Ю. И. История русской литературы. 1900-1920-е годы : учебник для СПО. - М. : Издательство Юрайт, 2018.

Русская литература XIX в. (ч. 1,2,3) 10 кл./Программа под ред. Обернихиной Г.А.- М. 2015.

 

Основные источники для преподавателей:

Анализ литературного произведения. – Иркутск : Изд-во ВСГАО, 2009.

Введение в литературоведение / под ред. Л. В. Чернец. – М. : Высшая школа, 2007.

Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения учебное пособие. – М. : Флинта, 2007.

Есин А. Б. Сквозные темы в русской литературе: пособие по написанию сочинений. – М. : Экзамен, 2009.

Климова Т. Ю. Исследовательская работа по литературе. – Иркутск : Изд-во ВСГАО, 2009.

Краснова Т. В. Теория литературы в заданиях и вопросах. − Иркутск : Изд-во ВСГАО, 2010.

Николина Н. А. Филологический анализ текста. – М. : Академия, 2008.

Юрьева О. Ю. Русская литература XIX века: учебное пособие. – Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2007.

Дополнительные источники:

Интернет-ресурсы

·         Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»

·         http://lit.1september.ru

·         Слова: поэзия Серебряного века http://slova.org.ru

·         Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО http://ruslit.ioso.ru

·         Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского

·         общеобразовательного портала

·         http://litera.edu.ru 

·         Методика преподавания литературы http://metilt.nm.ru

·         Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» http://www.feb-web.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.         КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

Текущий контроль проводится преподавателем

Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.

Итоговой формой контроля является дифференцированный зачет.

Результаты обучения (освоенные умения, знания)

Форты и методы контроля и оценки результатов обучения

знать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х - ХХ вв;

-  основные теоретико-литературные понятия.

уметь:

- анализировать тексты различной функционально-стилевой ориентации с целью выявления используемых языковых средств на всех уровнях структуры языка;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод(сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;

-умение воспроизводить содержание литературного произведения;

-знание основных фактов жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.

-умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

- использование в работе полученных ранее знаний и умений;

- умение использовать языковой материал в соответствии с контекстом;

-умение представлять материал в виде, оптимальном для восприятия другими людьми

-сформированный уровень учебно-языковых и нормативных (произносительных, грамматических, орфографических, пунктуационных) умений и навыков; - сформированный уровень коммуникативных умений и навыков.

-умение воспроизводить содержание литературного произведения;

- умение соотносить художественную литературу с общественной жизнью и

культурой;

- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;

- соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- умение выявлять авторскую позицию

-умение определять род и жанр произведения;

- умение аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.