Рассмотрено
на заседании предметно-цикловой комиссии
общеобразовательных
дисциплин
Протокол №_____от_________________20___г.
Председатель ПЦК____________С.Т. Мусугалиева
СОДЕРЖАНИЕ
•
Паспорт программы
учебной дисциплины………………………………4.
•
Структура и
содержание учебной дисциплины………………………….8
•
Условия реализации
учебной дисциплины………………………………22
•
Контроль и оценка
результатов освоения учебной дисциплины………25
•
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Русский
язык»
1.1 Область применения
программы:
Рабочая программа
учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по специальности СПО
36.02.02 «Зоотехния»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной
профессиональной образовательной программы:
Русский язык
изучается как базовый учебный предмет, при освоении специальностей среднего
профессионального образования общеобразовательного цикла. Учебная дисциплина
«Русский язык» относится к базовым дисциплинам.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к
результатам освоение дисциплины:
Рабочая программа
ориентирована на достижение следующих целей:
• личностных:
− воспитание уважения к
русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и
нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи
языка и истории, культуры русского и других народов;
− понимание роли родного
языка как основы успешной социализации личности;
− осознание эстетической
ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной
культуры;
− формирование
мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
− способность к речевому
самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения
языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных
задач;
− готовность и способность
к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
− способность к самооценке
на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого
самосовершенствования;
• метапредметных:
− владение всеми видами
речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
− владение языковыми
средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и
умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
− применение навыков
сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе
речевого общения, образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
− овладение нормами
речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного
общения;
− готовность и способность
к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
− умение извлекать
необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов,
справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных
технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в
процессе изучения русского языка;
• предметных:
− сформированность понятий
о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой
практике;
− сформированность умений
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания
различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных
дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
− владение навыками
самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
− владение умением
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации;
− владение умением
представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений
различных жанров;
− сформированность
представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
− сформированность умений
учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества
писателя в процессе анализа текста;
− способность выявлять в
художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к
теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных
высказываниях;
− владение навыками
анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики;
осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении,
в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
− сформированность
представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Код
ОК |
Умения |
Знания |
ОК 01-06 |
-
связь языка и истории, культуры русского и других народов; -
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая
норма, культура речи; -
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; -
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные
нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в
социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; |
-
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания
с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных
коммуникативных задач; -
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности
их употребления; -
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и
разновидностей языка; -
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; -
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных
текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе
представленных в электронном виде на различных информационных носителях; -
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания
различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных
дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; -
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические
нормы современного русского литературного языка; -
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка; -
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в
том числе при обсуждении дискуссионных проблем; -
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного
текста. |
•
Рекомендуемое количество часов на освоении программы
учебной дисциплины:
36.02.02 «Зоотехния»
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64
часа.
Консультации-2 часа.
•
Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды
учебной работы
36.02.02 «Зоотехния»
Виды учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
72 |
Обязательная аудиторная нагрузка (всего) |
64 |
в том числе: |
|
Практические занятия |
|
Лекции |
64 |
Консультации |
2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
- |
в том числе: работа с учебной литературой, подготовка докладов, сообщений, презентаций, решение задач |
|
Промежуточная
аттестация по дисциплине проводится в форме 2
семестр - экзамен |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
40.02.01 «Право и организация социального
обеспечения».
Название глав, разделов |
Максимальная учебная нагрузка студента (час) |
Количество аудиторных часов при очной форме обучения |
Самостоятельная работа студента |
Консультации |
||
Всего |
Лекции |
Практические занятия, лабораторные занятия, семинар |
||||
Введение |
2 |
2 |
2 |
|
- |
|
Язык и речь. Функциональные стили речи |
14 |
10 |
10 |
- |
- |
|
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография |
10 |
12 |
12 |
- |
- |
|
Лексикология и фразеология |
10 |
10 |
10 |
- |
- |
|
Морфемика, словообразование, орфография |
10 |
10 |
10 |
- |
- |
|
Морфология и орфография |
14 |
10 |
10 |
- |
- |
|
Синтаксис и пунктуация |
22 |
12 |
12 |
- |
- |
|
Итого |
72 |
64 |
64 |
- |
|
2 |
•
2.2.
Тематический план и содержание учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК»
•
•
36.02.02 «Зоотехния»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Введение |
|
2 |
|
||
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры |
Содержание учебного материала |
2
|
|
||
1 |
Язык как средство общения и форма
существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся
явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении профессий СПО и специальностей СПО. |
1 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: |
1 |
|
|||
Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи |
|
14 |
|
||
|
|||||
Тема 1.1. Язык и речь |
Содержание учебного материала |
2 |
|
||
1 |
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. |
|
1 |
||
Практические занятия |
4 |
|
|||
1 |
Определение отличительных черт различных стилей |
|
|||
2 |
Построение текста разных функциональных типов. Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую. |
|
|
||
Самостоятельная
работа обучающихся: Подготовка рефератов на темы: «Русский язык среди других языков
мира»; «Языковой вкус. Языковая норма.
Языковая агрессия»; «Языковой портрет современника»; «Молодежный сленг и жаргон»; «Деятельность М.В. Ломоносова в развитии и популяризации
русского литературного языка»; «А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного
языка»; «Русский литературный язык на рубеже XX—XXI веков»; «Формы существования национального русского языка: русский
литературный язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы»; «Язык и культура»; «Культурно-речевые традиции русского языка и современное
состояние русской устной речи»; «Вопросы экологии русского языка»; «Виды делового общения, их языковые особенности» |
3 |
|
|||
Тема 1.2. Функциональные стили речи |
Содержание учебного материала |
2 |
|
||
1 |
Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. |
1 |
|||
2 |
Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др. |
1 |
|||
|
Самостоятельная работа обучающихся: «Особенности художественного
стиля»; «Публицистический стиль: языковые
особенности, сфера использования»; «Экспрессивные средства языка в художественном тексте»; |
2 |
|
||
Тема 1.3. Текст. Смысловые типы речи |
Содержание учебного материала |
2 |
|||
1 |
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи. Лингвостилистический анализ текста. |
|
|||
Практические занятия |
4 |
|
|||
1 |
Определение отличительных черт различных стилей |
|
|||
Самостоятельная
работа обучающихся:
Подготовка рефератов на темы: «СМИ и культура речи»; «Устная и письменная формы
существования русского языка и сферы их применения»; «Стилистическое использование
профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной
литературы»; «Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю» |
2 |
|
|||
|
|||||
Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография |
|
10 |
|
||
Тема 2.1. Фонетические единицы. Орфоэпические нормы |
Содержание учебного материала |
2 |
|
||
1 |
Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация. |
|
3 |
||
Практические занятия |
6 |
|
|||
1 |
Выполнение упражнений по теме «Фонетика. Орфоэпические нормы. Орфография» |
||||
2 |
Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова. |
||||
Самостоятельная
работа обучающихся: Выполнение упражнений по теме «Фонетика» |
3 |
||||
Тема 2.2. Графика и орфография |
Содержание учебного материала. |
2 |
|||
1 |
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы ь. Правописание о/е после шипящих и ц. Правописание приставок на з- / с-. Правописание и/ы после приставок. |
2 |
|||
Самостоятельная
работа обучающихся: Работа с орфографическим словарем Подготовка докладов на темы: «Русское письмо и его эволюция»; «Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация» |
4 |
|
|||
Раздел 3. Лексикология и фразеология |
|
10 |
|||
Тема 3.1. Лексика русского языка |
Содержание учебного материала |
2 |
|||
1 |
Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. |
2 |
|||
2 |
Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная лексика, старославянизмы). Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки. |
2 |
|||
Практические занятия |
2 |
|
|||
1 |
Выполнение упражнений по теме «Лексика. Фразеология» |
||||
Самостоятельная
работа обучающихся: Подготовка докладов на темы: «Антонимы и их роль в речи»; «Синонимия в русском языке. Типы
синонимов. Роль синонимов в организации речи»; «Старославянизмы и их роль в развитии русского языка» |
2 |
||||
Тема 3.2. Фразеология. Словари русского языка |
Содержание учебного материала |
2 |
|||
1 |
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. |
1 |
|||
Практические
занятия Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. |
4 |
2 |
|||
Самостоятельная
работа обучающихся:
Подготовка докладов на темы: «Русская фразеология как средство
экспрессивности в русском языке» «В.И. Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка» |
2 |
|
|||
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография |
|
10 |
|||
Тема
4.1. Морфемика. Морфемный разбор слова |
Содержание учебного материала |
2 |
|||
1 |
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. |
1 |
|||
Самостоятельная
работа обучающихся:
Выполнение упражнений по теме «Морфемика» |
2 |
|
|||
Тема 4.2. Словообразование русского языка |
Содержание учебного материала. |
1 |
|||
1 |
Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. |
1 |
|||
Практическое
занятие Выполнение упражнений по теме «Способы образования слов в русском языке» |
2 |
|
|||
Тема
4.3. Орфограммы в различных частях слова |
Содержание учебного материала |
1 |
|||
1 |
Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором одно-коренных слов. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок при- / пре-. Правописание сложных слов. |
1 |
|||
Практические занятия |
4 |
|
|||
1 |
Выполнение упражнений по разделу «Морфемика, словообразование, орфография» |
||||
|
Самостоятельная
работа обучающихся:
«Исторические изменения в структуре слова» |
2 |
|||
Раздел 5. Морфология и орфография |
|
14 |
|||
Тема 5.1. Морфология. Именные части речи |
Содержание учебного материала |
2 |
|||
1 |
Грамматические
признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и
синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их
роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии. Имя
существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род,
число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание
окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных.
Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен
существительных в речи. Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи |
2 |
|||
2 |
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и других с существительными разного рода. Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм. |
3 |
|||
Практические
занятия Выполнение упражнений по теме «Именные части речи» |
4 |
|
|||
Самостоятельная
работа обучающихся:
Подготовка рефератов на темы: «Учение о частях речи в русской
грамматике»; «Грамматические нормы русского
языка»; «Лексико-грамматические разряды
имен существительных (на материале произведений художественной литературы)»; «Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере лирики русских поэтов)» |
2 |
||||
Тема 5.2. Глагольные части речи |
Содержание учебного материала |
2 |
|||
1 |
Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте. |
2 |
|||
2 |
Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание не с причастиями. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий. Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий. |
3 |
|||
Практические
занятия Выполнение упражнений по теме
«Глагольные части речи» |
2 |
|
|||
Самостоятельная
работа обучающихся:
Подготовка докладов на темы: «Категория наклонения глагола и
ее роль в текстообразовании»; «Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике» |
|
||||
Тема
5.3. Наречие. Слова категории состояния |
Содержание учебного материала |
1 |
|||
1 |
Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи. |
2 |
|||
Самостоятельная
работа обучающихся:
Написание эссе на тему: «Современная речевая культура» |
1 |
|
|||
Тема
5.4. Служебные части речи |
Содержание учебного материала |
1 |
|||
1 |
Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи. Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи. |
2 |
|||
Практические занятия |
2 |
|
|||
1 |
Выполнение упражнений по теме «Служебные части речи. Орфография» |
||||
Самостоятельная
работа обучающихся:
Подготовка
доклада на тему: «Слова-омонимы в морфологии русского языка» |
1 |
||||
Раздел 6. Синтаксис и пунктуация |
|
22 |
|||
Тема 6.1. Синтаксис. Словосочетание и предложение |
Содержание учебного материала |
2 |
|||
1 |
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний. |
2 |
|||
2 |
Простое
предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные
предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение.
Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в
предложении. |
2 |
|||
Практические занятия |
6 |
|
|||
1 |
Выполнение упражнений по теме «Простое предложение» |
||||
2 |
Выполнение упражнений по теме «Словосочетание» |
||||
Самостоятельная
работа обучающихся:
Подготовка рефератов на темы: «Роль словосочетания в построении
предложения»; «Односоставные предложения в
русском языке: особенности структуры и семантики»; «Синтаксическая роль инфинитива» «Предложения с однородными
членами и их функции в речи»; «Обособленные члены предложения и
их роль в организации текста»; «Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций» |
4 |
||||
Тема 6.2. Пунктуация в простом предложении |
Содержание учебного материала |
2
|
|||
1 |
Односложное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. |
2 |
|||
2 |
Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Знаки препинания при словах, грамматически несвязанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. |
2 |
|||
Практические занятия |
4 |
|
|||
1 |
Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения |
||||
Самостоятельная
работа обучающихся: Подготовка
рефератов на темы: «Монолог и диалог. Особенности построения и
употребления»; «Синонимика простых предложений»; «Синонимика сложных предложений» |
2 |
||||
Тема 6.3. Сложное предложение.
Знаки препинания в сложном предложении |
Содержание учебного материала |
4 |
|||
1 |
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи. |
2 |
|||
2 |
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. |
2 |
|||
3 |
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. |
|
3 |
||
Практические занятия |
4 |
|
|||
1 |
Выполнение упражнений по теме «Сложное предложение» |
||||
Самостоятельная
работа обучающихся:
Подготовка рефератов на темы: «Способы введения чужой речи в
текст»; «Русская пунктуация и ее
назначение»; «Порядок слов в предложении и его роль в организации художественного текста» |
4 |
||||
Всего |
72 |
||||
Для
характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие
обозначения:
1. –
ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный
(выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и
самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.Условия реализации рабочей программы учебной
дисциплины
3.1. Требование к минимальному
материально-техническому обеспечению:
Реализация программы
дисциплины осуществляется в учебном кабинете русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
•
посадочные места по количеству обучающихся;
•
рабочее место преподавателя;
•
комплект учебных пособий по русскому языку;
•
портреты выдающихся ученых, поэтов,
писателей и др.;
•
плакаты;
•
карточки с заданиями по темам;
•
библиотечный
фонд.
Технические средства обучения:
- Интерактивная доска, мультимедийный проектор компьютер с лицензионным программным обеспечением.
- Информационное
обеспечение обучения. Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
•
Информационное обеспечение обучения.
Перечень учебных изданий:
Литература для студентов:
•
Власенков
А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для
10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.
•
Воителева
Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для
студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.
•
Герасименко
Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 4-е изд.,
испр. – М., 2006.
•
Гольцова
Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
•
Гольцова
Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2008 г.
•
Гольцова
Н.Г., Шамшин И.В. «Русский язык» в таблицах. 10-11 классы. М.: «Русское слово»,
2008 г.
•
Горшков
А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для
общеобразоват. учрежд. – М., 2005.
•
Дейкина
А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
•
Малюшкин
А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому
языку. 10-11 классы. М., 2001 г.
•
Малюшкин
А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 классы. М., 2006 г.
•
Хлебинская
Г.Ф. Русский язык. 10 класс. М.: Издательство «Оникс», 2007 г.
•
Хлебинская
Г.Ф. Русский язык. 11 класс. М., 2007 г.
Основные источники для преподавателей:
•
Блинов
Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. – М.,
2002.
•
Комплексный
словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2001.
•
Сборник
нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.,
2004.
•
Воителева
Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений
сред. проф. образования. — М., 2014.
•
Горшков
А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10—11 классы: учебник для
общеобразовательных учреждений. — М., 2010.
•
Львова
С. И. Таблицы по русскому языку. — М., 2010.
7. Пахнова Т. М. Готовимся к устному и
письменному экзамену по русскому языку. — М.,2011.
Дополнительные источники:
•
Горбачевич
К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. –
СПб., 2009.
•
Лекант
П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение,
ударение, формы. – М., 2017.
•
Львов
В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2014.
•
Ожегов
С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических
выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2016.
•
Ожегов
С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М2002
•
Семенюк
А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.
•
Ушаков
Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2016.
Интернет-ресурсы
www. eor. it. ru/eor (учебный портал по
использованию ЭОР).
www. ruscorpora. ru (Национальный корпус русского
языка — информационно-справочная
система, основанная на собрании русских текстов в
электронной форме).
www. russkiyjazik. ru (энциклопедия
«Языкознание»).
www. etymolog. ruslang. ru (Этимология и история
русского языка).
www. rus.1september. ru (электронная версия
газеты «Русский язык»). Сайт для учителей
«Я иду на урок русского языка».
www. uchportal. ru (Учительский портал. Уроки,
презентации, контрольные работы, тесты,
компьютерные программы, методические разработки
по русскому языку и литературе).
www. Ucheba. com (Образовательный портал «Учеба»:
«Уроки» (www. uroki. ru)
www. metodiki. ru (Методики).
www. posobie. ru (Пособия).
www.
it-n. ru/communities. aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Ин-
формационные технологии на уроках русского языка
и литературы).
www. prosv. ru/umk/konkurs/info. aspx?ob_no=12267
(Работы победителей конкурса «Учи-
тель — учителю» издательства «Просвещение»).
www. spravka. gramota. ru (Справочная служба
русского языка).
www.
slovari. ru/dictsearch (Словари. ру).
www.
gramota. ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты).
www. gramota. ru (Справочная служба).
www.
gramma. ru/EXM (Экзамены. Нормативные документы).
•
Контроль и оценка
результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка
результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе
проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий.
Результаты обучения |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
личностные: •
воспитание уважения к русскому (родному) языку, который
сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом
на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и
других народов; •
понимание роли родного языка как основы успешной социализации
личности; •
осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту
русского языка как явления национальной культуры •
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире; •
способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и
письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач; •
готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности; • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования; |
подготовка рефератов, докладов; тестирование; работа со словарями; устный опрос; написание творческих работ |
метапредметные: •
владение всеми видами речевой деятельности: аудированием,
чтением (пониманием), говорением, письмом; •
владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на
межпредметном уровне; •
применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми
младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности; •
овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях
межличностного и межкультурного общения; •
готовность и способность к самостоятельной
информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников; • умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка; |
подготовка рефератов, докладов; тестирование; работа со словарями; устный опрос |
предметные: •
сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике; •
сформированность умений создавать устные и письменные
монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в
учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин),
социально-культурной и деловой сферах общения; •
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений
за собственной речью; •
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в
нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; •
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; •
сформированность представлений об изобразительно-выразительных
возможностях русского языка; •
сформированность умений учитывать исторический,
историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе
анализа текста; •
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и
проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых
аргументированных устных и письменных высказываниях; •
владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и
жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной
в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия
и интеллектуального понимания; • сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы. |
подготовка рефератов, докладов; тестирование; работа со словарями; устный опрос; написание творческих работ |